Цель логопеда логопедического пункта :
· оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи.
Основные задачи логопедического пункта:
· диагностическая и коррекционная работа с учащимися, имеющими нарушения речи;
· проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий;
· привлечение родителей к участию в выполнении в доступных формах логопедических заданий, созданию условий для речевого режима и благоприятного психологического климата в семье.
График работы логопеда в дошкольных группах
Родители! Логопед советует!
O Не навязывайте себя никому, в том числе детям.
O Если не знаете как воздействовать, остановитесь.
O Устраните из вашего общения с детьми способы или формы воздействия, которые вызывают у них негативную реакцию.
O Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции.
O Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.
O Не фиксируйте внимание на неудачах.
O Давайте качественные оценки.
O Не сравнивайте детей.
O Не выражайте свои симпатии к детям в избыточной форме.
O Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч.
1 «Лягушка-хоботок»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 5. Затем губы и зубы сомкнуть и с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.
2 «Лопаточка»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
3 «Накажем непослушный язык».
Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
4 «Чашечка».
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
5 «Бублик».
Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.
6 «Фокус».
Положить на самый кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
7 «Лошадка».
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокает лошадка. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
8 «Маляр».
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться
9 «Вкусное варенье».
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
10 «Грибок».
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнение «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
11 «Гармошка».
Положение языка как в упражнение «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ.
1 «Лягушка-хоботок».
На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и «Хоботок».
2 «Лягушка».
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
3 «Хоботок».
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
4 «Накажем непослушный язычок».
Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
5 «Вкусное варенье».
6 «Качели».
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
7 «Пароход».
Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.
8 «Индюк»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
9 «Маляр».
10 «Чистим верхние зубы».
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
11 «Посчитай зубки».
В этом комплексе «считаем» верхние зубы.
12 «Поймаем звук Л»
Улыбнуться. Во время произнесения звука «а» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук «Л».
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ.
1 «Качели».
2«Маляр».
3 «Чистим верхние зубы».
4«Посчитай зубки».
5 «Лошадка».
6«Грибок».
7«Гармошка».
8 «Барабан».
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «д-д-д». Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Очень часто при выполнении этого упражнения рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать между зубами палочку шириной 1 см. или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы.
9 «Комарик».
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук «з». Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно проделать упражнение «Барабан».
10 «Моторчик».
Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука «д-д-д» или «з-з-з» быстрыми движениями прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
· Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
· Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
· Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делатьть 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
· При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
· Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
· Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
· Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
· Работа организуется следующим образом.
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
· Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
· Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
· В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.